Шаг 6. Лексические элементы языка Java
Лексика языка Java состоит из следующих элементов: ключевые слова, разделители, идентификаторы, литералы, комментарии, операторы и пробелы.
Ключевые слова
В настоящее время зарезервировано 50 ключевых слов. Эти слова, в сочетании с синтаксисом операторов и разделителями, образуют основу языка Java. Их нельзя использовать ни в качестве идентификаторов, ни для имен переменных, классов или методов.
abstract | continue | for | new | switch |
assert | default | goto * | package | synchronized |
boolean | do | if | private | this |
break | double | implements | protected | throw |
byte | else | import | public | throws |
case | enum | instanceof | return | transient |
catch | extends | int | short | try |
char | final | interface | static | void |
class | finally | long | strictfp | volatile |
const * | float | native | super | while |
* Ключевые слова goto и const зарезервированы, но не используются. Кроме того зарезервированы слова true, false и null. Их также нельзя использовать в качестве идентификаторов и т.д.
Разделители
В языке Java есть символы, которые используются как разделители. Чаще всего используется символ точка с запятой. Однако он не единственный.
() | круглые скобки | Используются для передачи списков параметров в определениях и вызовах методов. Их применяют также для определения приоритета в выражениях, выражений в управляющих операторах и преобразовании типов |
{} | фигурные скобки | Используются для указания значений автоматически инициализируемых массивов. Их применяют также для определения блоков кода, классов, методов и локальных областей видимости |
[] | квадратные скобки | Используются для объявления типов массивов, а также при обращении к элементам массивов |
; | Точка с запятой | Завершает операторы |
, | Запятая | Разделяет последовательные идентификаторы в объявлениях переменных. Этот символ также используется для создания цепочек операторов внутри оператора for |
. | Точка | Используется для отделения имен пактов от имен вложенных пакетов и классов, а также для отделения переменной или метода от ссылочной переменной |
Идентификаторы
Идентификаторы используются для именования классов, методов и переменных. Идентификатором может служить любая последовательность строчных и прописных букв, цифр или символов подчеркивания (_) или доллара ($). Для общего использования символ доллара не предназначается. Идентификаторы не должны начинаться с цифры. Язык Java чувствителен к регистру символов, поэтому идентификаторы FIRST и First — являются различными. Стоит также отметить, что поскольку в Java в полной мере применяется Unicode, то в качестве «буквы» может использоваться также символ из армянского, корейского, грузинского, индийского и практически любого алфавита.
Литералы
В Java постоянное значение задается его литеральным представлением. Например:
100 | 896.34 | ‘Y’ | «Привет, мир!» |
Первый литерал задает целочисленное значение, второй литерал задает значение с плавающей точкой, третий литерал — символьную константу, четвертый — строковое значение. Литерал можно использовать везде, где допустимо использование значений данного типа.
Комментарии
В Java есть 3 типа комментариев
1. Однострочные комментарии. Начинаются с символов // и длятся до конца строки.
// Это - однострочный комментарий
2. Многострочные комментарии. Начинаются символами /* и заканчиваются символами */. Например:
/* Это - многострочный комментарий*/
3. Комментарии документации:
/** Это - комментарий документации Java*/
Комментарии данного типа используются для создания файла HTML документации программы.
Отступы
Java — язык свободной формы. При написании программы не нужно следовать никаким специальным правилам в отношении отступов. Единственное обязательное требование — наличие, по меньшей мере, одного пробела между лексемами, которые не разграничены оператором или разделителем. В Java отступами являются символы пробела, табуляции или символа новой строки.
Продолжение: Шаг 7. Две программы
Начало: Шаг 5. Объектно-ориентированное программирование «на пальцах»